Мария Александровна оценила реалистичность заложенных бюджетных и социально-экономических показателей, выделила позитивные тенденции предстоящего бюджетного цикла и обозначила ключевые риски его исполнения в условиях изменения геополитической ситуации и введения антироссийских санкций в 2022 году. Она подчеркнула, что текущая и тем более будущая ситуация остается неопределенной, тем не менее бюджетный прогноз должен быть составлен, для того чтобы дать опору развитию региона в сложные времена.
По мнению Марии Александровны, бюджетный акцент на триаде приоритетов «социальная политика (27%) – национальная экономика (25%) – образование (21%)» соответствует решению задач развития региона, поскольку двигателем этого процесса являются образованные, социально защищенные граждане, для которых созданы благоприятные экономические условия.
«Сохранение возвращённого в 2022 году статуса региона-донора расширяет возможности использования экономических и бюджетных стимулов. Задача покрытия бюджетных расходов собственными доходами минимум на 87% является оптимальной, потому что при доле трансфертов в 16–18% появляется финансовый запас в 3–5%».
К числу ключевых рисков экспертом отнесена непредсказуемость поступления налога на прибыль в бюджет региона.
«Одна из причин связана с санкциями в отношении крупнейшего для Вологодской области налогоплательщика ПАО «Северсталь». Компания прекратила отгрузку стальной продукции в европейские страны. Количественно эти потери можно оценить в 2,5 млн тонн металла и 34% выручки. Компания уже переориентируется на другие рынки (речь идет о Северной Африке, Индии и странах Юго-Восточной Азии), однако вопрос о том, по какой цене будут новые продажи, еще остается открытым. А от цены зависит выручка, прибыль и налог в бюджет. Другая причина – это прекращение консолидированного налогообложения. С 1 января будет единый налоговый платеж. Как известно, любой переходный период может дать непредсказуемые результаты – как рост налога на прибыль, так и его падение, главное, иметь в запасе инструменты для адаптации».
По оценке Марии Александровны, проект бюджета Вологодской области на предстоящий бюджетный цикл более амбициозен по сравнению с прошлыми периодами, чему во многом способствовали целенаправленная грамотная бюджетная политика на протяжении многих предшествующих лет и создание «подушки финансовой безопасности» в виде наличия бюджетных остатков, отсутствия дорогих коммерческих кредитов, активных взаимоотношений с федеральным правительством и бюджетообразующим предприятием.
В итоге Мария Александровна посчитала возможным поддержать проект закона Вологодской области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Текст экспертного заключения уже направлен в Правительство Вологодской области, Законодательное собрание Вологодской области и Общественную палату региона.
В слушаниях участвовалипредседатель Общественной палаты Вологодской области Вячеслав Викторович Приятелев, заместитель Губернатора Вологодской области Виталий Валерьевич Тушинов, заместитель Губернатора Вологодской области Евгений Артемович Богомазов, заместитель Губернатора и начальник Департамента финансов Вологодской области Татьяна Борисовна Голыгина, начальник Департамента стратегического планирования региона Светлана Анатольевна Пономарёва и председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Вологодской области Роман Юрьевич Заварин.
По итогам заседания общественность поддержала проект закона «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов».