Во вступительной части доклада Сергей Александрович отметил, что в течение последних десятилетий развитие мирового сообщества характеризуется обострением так называемых «глобальных проблем человечества» (перенаселение планеты, истощение природных ресурсов и др.; в экономической сфере – это структурные деформации в производстве, рост безработицы, инфляция и т. д.), от успешности решения которых зависит не только качество жизни населения, но и возможность перехода на вектор устойчивого развития. Многие исследователи связывают такое положение дел с кризисом традиционных административных моделей управления, их низкой эффективностью, что является значимым и для современной России. В связи с этим актуальны исследования, предполагающие изучение теоретико-методологических аспектов эффективности государственного управления, проведение оценки эффективности управления в современной России и разработку предложений по ее повышению.
В основной части доклада Сергей Александрович раскрыл сущность и особенности эффективности государственного управления, подходы к ее исследованию, подробно остановился на оценке эффективности государственного управления в современной России, представив анализ состояния экономики российских территорий и выделив ключевые проблемы государственного управления, а также обозначил основные направления повышения эффективности государственного управления в России.
Рассматривая теоретико-методологические основы эффективности государственного управления, докладчик раскрыл подходы к трактовке сущности понятий «государственное управление» и «эффективность», этапы и концептуальную схему государственного управления, виды эффективности госуправления, а также представил авторское определение «эффективности государственного управления». Кроме того, докладчик систематизировал факторы развития и упадка государственности, повышения и снижения эффективности государственного управления на различных этапах исторического развития России.
Автор подчеркнул, что в настоящее время разработано и используется большое количество разнообразных методик и индикаторов оценки эффективности государственного управления, однако они не лишены недостатков. Для международных индикаторов, оценивающих эффективность на национальном уровне, – это непрозрачность и субъективность индексов, оценка преимущественно процессов политического управления в стране, для методик оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, закрепленных в нормативно-правовых актах РФ федерального уровня, – несбалансированность и несоотносимость используемых показателей, невозможность определения для многих из них пороговых значений, неполный охват всей организационной структуры управления. Среди недостатков методических подходов, разработанных в отечественной науке (оценка эффективности управления развитием территории в целом и оценка эффективности функционирования органов власти), автор указал подмену критерия эффективности критерием результативности, односторонность оценки, большой перечень показателей и их недостаточную обоснованность.
Далее Сергей Александрович остановился на основных результатах анализа эмпирических данных и оценки эффективности государственного управления в России. В своем исследовании докладчик использовал целевой подход с включением аспектов функционального подхода, касающихся исследования качества исполнения основных функций управления и наличия условий для их осуществления. Выводы автора подтверждены и иллюстрированы анализом экономических показателей, нормативно-правовой базы.
По словам докладчика, в российской экономике наблюдаются деструктивные явления, среди них особо значимы сырьевая ориентация экспорта, устойчивая тенденция к снижению доли обрабатывающих производств в ВРП, отнесение значительной части производимой продукции к низшим технологическим укладам, сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья крупного рогатого скота, деградация социальной инфраструктуры сельских территорий и вытекающая отсюда ориентация населения на миграцию из села. Сергей Александрович обратил внимание на сохранение проблемы высокого уровня дифференциации субъектов РФ (так, соотношение максимального и минимального уровня ВРП на душу населения составляет 40,9 раза, инновационной активности организаций – 58,4 раза, общего коэффициента смертности – 5,3 раза) и указал, что в настоящее время менее 10 регионов являются самодостаточными, а остальные – дотационными с высоким уровнем внутреннего долга. Докладчик подчеркнул, что реальный вклад институтов развития, создаваемых для решения проблемы неравномерности развития территорий, весьма низкий, хотя есть и редкие примеры их успешной деятельности (например, в Белгородской и Калужской областях).
С.А. Кожевников перечислил ключевые проблемы государственного управления в России – несогласованность действий Правительства РФ со стратегическим курсом президента страны; противоречивость решений Правительства РФ; отсутствие обоснованного, объективного прогнозирования при выработке стратегических управленческих решений (так, Министерство экономического развития РФ в течение сентября – октября 2016 года 3 раза корректировало прогноз социально-экономического развития России на 2017–2018 гг.); неэффективное использование ограниченных финансовых средств (например, проект бюджета на 2017–2019 гг. предполагает полное исчерпание Резервного фонда в 2017 году). Следствием этого является не только деиндустриализация экономики, но и падение реального уровня жизни россиян, углубление социально-экономического неравенства, что закономерно проявилось в резком снижении доверия населения к госструктурам и социальным институтам в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
На основании полученных результатов Сергей Александрович выделил приоритетные направления совершенствования государственного управления. Как отметил докладчик, в деле повышения эффективности управления большую роль может сыграть «новая» промышленная политика, ориентированная на стимулирование развития горизонтальных и вертикальных связей, гибких организационных форм воспроизводственных цепочек с высокой добавленной стоимостью, а также внедрение проектного подхода к управлению.
Заключая, Сергей Александрович подвел итоги проведенного исследования, представил имеющийся в ИСЭРТ РАН задел по исследованию вопросов эффективности государственного управления, обозначил перспективы развития исследовательской деятельности по данной тематике.
В обсуждении материалов доклада приняли участие д-р экон. наук, профессор В.А. Ильин, канд. социол. наук Д.В. Афанасьев, д-р экон. наук Е.С. Губанова, д-р экон. наук М.В. Селин, канд. экон. наук С.Н. Ткачук, д-р экон. наук К.А. Гулин и другие члены Ученого совета ИСЭРТ РАН.