Ключевыми темами для обсуждения на Римашевских чтениях уже традиционно стали проблемы демографического развития страны, человеческого потенциала, уровня и качества жизни населения и гендерного равенства.
Александра Анатольевна Шабунова в докладе «Детство как этап формирования человеческого потенциала» рассказала о некоторых результатах исследования ВолНЦ РАН по гранту РФФИ ««Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» (проект № 18-011-01039). Она отметила, что накопление человеческого потенциала, который определяет возможность участия в создании общественного продукта и дохода, начинается с детского возраста. Внутри периода детства возможности развития человеческого потенциала различны, что связано как с влиянием институтов, так и с особенностями возрастного развития.
В зависимости от возраста ребенка родители по-разному распределяют свои усилия по формированию различных навыков у детей. В ходе исследований ВолНЦ РАН было выявлено, что в средней школе сформированность человеческого потенциала в 11-14 лет в меньшей мере соответствует возрастным нормам, чем у детей других возрастов. В выступлении было отмечено, что для более полного использования имеющихся возможностей для развития человеческого потенциала детей необходимо повышать воспитательный потенциал семьи; усиливать взаимодействие семьи, школы и здравоохранения и расширять профили дополнительного образования.
Галина Валентиновна Леонидова в докладе «Качество трудового потенциала в изменяющихся условиях рынка труда» представила результаты мониторинга качественного состояния трудового потенциала Вологодской области, который проводит ВолНЦ РАН в течение 20 лет. Она отметила наиболее значимые перемены, произошедшие за это время: снижение ценности образования, смена негативных трендов в оценках населением собственного здоровья на позитивные, усиление стремления населения изменить свое социальное положение.
Несмотря на положительную динамику социальной дееспособности, интеллектуальная составляющая трудового потенциала имеет отрицательный тренд, что говорит о наличии в обществе факторов, сдерживающих развитие образовательно-квалификационного потенциала, т.е. способности к эффективному труду. Процесс усугубляется внешней и внутренней «эмиграцией» наиболее творческой и интеллектуально одаренной части населения, что может привести к негативным последствиям.
На конференции также состоялась презентация монографии коллектива ученых Вологодского научного центра РАН «Социальная уязвимость в региональном сообществе: эксклюзия и современные механизмы ее преодоления», занявшей 1 место на конкурсе публикаций Российского общества социологов 2018 года.