Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Новый выпуск сетевого журнала «Социальное пространство» – Т.7, № 2, 2021 г.

В рубрике «Социодемографические исследования» размещена статья д.э.н, к.с.н, профессора А.П. Багировой и А.В. Нешатаева «Прародительский труд: теоретико-методические основы социологического изучения». Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00280.

В статье приведен теоретический обзор российской и зарубежной литературы по проблемам прародительства. Показано, как имеющиеся результаты исследований могут способствовать развитию трудового подхода к исследованию прародительства. Своевременность постановки вопроса в такой плоскости обосновывается низкими показателями рождаемости в России, необходимостью поиска новых инструментов ее стимулирования, важностью осознания старшим поколением необходимости заботы о собственных внуках в качестве востребованной российским обществом и экономикой активности, имеющей положительное влияние на показатели демографического (через показатели рождаемости и продолжительности жизни) и в целом социально-экономического развития страны.

Авторами предложен теоретико-методического подход к изучению прародительства с точки зрения его трудовой сущности, позволяющего использовать категории труда в социологическом изучении этого феномена, со следующими методологическими принципами:

  • дифференцированное изучение прародительского труда по его субъектам – бабушкам и дедушкам,
  • учет региональных различий прародительского труда,
  • исследование распространенности прародительского труда в обществе как одного из важнейших элементов индекса активного долголетия,
  • применение междисциплинарного подхода к исследованию прародительского труда.

Разработанная совокупность эмпирических индикаторов социологического исследования прародительского труда направлена на изучение его содержания, внутрисемейного взаимодействия в процессе его реализации, представлений о стимулировании этого вида труда, готовности и отношения к прародительскому труду его субъектов, представлений о результатах прародительского труда.

Продолжение исследования исследователи видят в апробации разработанного методического инструментария и проведении эмпирического социологического исследования, направленного на комплексное изучение прародительского труда.

***

Рубрику «Социально-экономические исследования» представляет статья Н.О. Якушева «Образовательный фактор развития технологического предпринимательства», подготовленная в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

Реализация стратегических приоритетов в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является одним из необходимых условий экономического развития страны через активизацию предпринимательства в технологическом секторе. Последнее предполагает популяризацию предпринимательства, которая включает в себя информационную и образовательную составляющие.

Основная идея статьи заключается в том, что образовательный фактор рассматривается с двух позиций: во-первых, с точки зрения формирования образовательного потенциала у предпринимателей, во-вторых, реализации предпринимателями накопленного образовательного потенциала через организацию программ наставничества, передачу опыта начинающим предпринимателям и, тем самым, популяризацию этого вида деятельности. В исследовании используются системный подход и методология сравнительного анализа, что позволило сопоставить технологические стартапы, а также составить рейтинг российских университетов, обучение в которых помогает сформировать необходимые для предпринимателей навыки.

Рассмотрены основные научные исследования, затрагивающие основные вопросы, связанные с влиянием образования на технологическое предпринимательство. Предложена систематизация перспективных технологических проектов (стартапов) в России на основе критерия образовательной траектории и территориальной принадлежности. Проанализированы результаты опроса предпринимателей в направлении технологических стартапов, позволяющие выделить тип и место получения образования. Представлены основные характеристики рейтинга российских предпринимательских университетов, для того чтобы более объективно оценить образовательный фактор в технологическом предпринимательстве с возможностью дальнейшей расстановки приоритетов развития этого типа деятельности в регионах.

В заключение предложены направления развития технологического предпринимательства на региональном уровне, учитывающие образовательный фактор. На дальнейших этапах исследования планируется расширить перечень факторов, влияющих на развитие российского технологического предпринимательства, и провести их анализ.

***

Все номера журнала «Социальное пространство» размещены в открытом доступе на сайте издания.
Все сообщения