- Результаты, полученные в 2019 году по проекту РФФИ № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».
Результаты, полученные в 2019 году по проекту РФФИ № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».
В ходе выполнения второго этапа Проекта был получен ряд научных результатов, обладающих научной новизной.
-
На данных массового опроса показано, что индекс сформированности человеческого потенциала (рассчитан по методике,
разработанной коллективом исполнителей проекта в 2018 г.) имеет выраженную зависимость от возрастного периода.
Наиболее сформированный (в соответствии с возрастными нормами) человеческий потенциал характерен для детей младшего и старшего
школьного возраста. В меньшей мере соответствует возрастным нормам потенциал детей среднего школьного возраста.
Вероятно, это обусловлено относительно большим вниманием к воспитанию и образованию детей на этапах адаптации к школе и подготовки
к выпускным экзаменам. Здоровьесберегающие навыки в большей степени соответствуют норме у дошкольников и старших школьников.
Интеллектуальная и социокультурная компоненты наиболее сформированы (в сравнении с возрастными нормами) у младших школьников.
-
Сформированность человеческого потенциала выше у детей, проживающих в крупных городах по сравнению с детьми из малых городов
и сельских населённых пунктов. К проблемам сельских территорий, ограничивающим возможности развития потенциала детей,
относится низкая доступность кружков и секций дополнительного образования. В то же время, именно посещение дополнительных занятий,
помогает формировать у детей лидерские качества, навыки публичных выступлений, развитию которых не уделяется
достаточного внимания в рамках школьного обучения. Общей проблемой является слабая вовлечённость детей в дополнительные
занятия технического профиля, что не соответствует прогнозируемым потребностям экономики страны в специалистах этой сферы.
-
Подтверждена ведущая роль семьи в формировании человеческого потенциала детей. Продемонстрирована прямая зависимость между
интеллектуальным развитием детей, сформированностью у них навыков мышления и вовлечённостью родителей в процесс их воспитания.
-
Вторичный анализ данных социологических исследований, проводимых в ФГБУН ВолНЦ РАН, а также данных российской статистики позволил
выявить наиболее острые проблемы семей с детьми, определяющие их социально-уязвимое положение. К числу таких проблем относятся:
невозможность для большинства семей приобрести собственное жильё, даже с учётом смягчения условий ипотечного кредитования,
низкий уровень их доходов, детская бедность. Показано, что фактором, существенно ограничивающим рождаемость,
выступает гендерная дискриминация на рынке труда. Женщины при одинаковых условиях труда и равном уровне квалификации,
в среднем, зарабатывают меньше мужчин. Это существенно снижает их возможности по сохранению приемлемого материального положения
в период декретного отпуска. Среди населения преобладает мнение о том, что именно низкий уровень доходов семей выступает
основным фактором отказа от рождения детей.
-
В 2019 году в рамках выполнения задач Проекта разработан оригинальный инструментарий качественного социологического исследования
– сценарий для проведения фокус-групп с участием родителей детей в возрасте от 3 до 17 лет. С его применением проведены пять
фокус-групп: три – в г. Вологде, одна – в г. Череповце, одна – в с. Шуйское (административный центр междуреченского
р-на Вологодской области). В совокупности, в данном исследовании приняли участие 36 человек, из них 9 мужчин и 27 женщин.
В ходе проведения фокус-групп получено представление о социальном запросе данной категории населения, её ожиданиях в плане
совершенствования государственной политики.
-
В результате проведения фокус-группового исследования определен перечень ключевых проблем функционирования основных институтов,
участвующих в формировании человеческого потенциала детского населения. На основе анализа родительских ожиданий сформированы
векторы изменений, которые необходимы для совершенствования работы перечисленных выше институтов. В сфере здравоохранения это,
прежде всего, повышение доступности услуг узких специалистов, возвращение медработников в образовательные организации
(на условиях полной занятости), создание организованной системы ежедневного контроля медработником приема детей в группы детского сада,
снижение стоимости лекарств для детей, повышение доступности бесплатных медицинских услуг (физиолечения, массажа).
Востребованными изменениями в образовательной системе являются увеличение количества бесплатных мест в ВУЗах,
повышение территориальной доступности услуг допобразования (создание в каждом районе города комплексных центров допобразования
с большим количеством мест и широким спектром кружков/секций), создание дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования,
восстановление работы групп продленного дня в начальных классах школы, обеспечения всех школ квалифицированными специалистами-психологами.
В сфере социальной защиты требуется совершенствование системы социальных выплат (компенсации за оплату детского сада в соответствии
с уровнем дохода семьи, увеличение размера детского пособия), расширение перечня категорий семей (по возрасту материальному положению),
которые могут претендовать на государственную поддержку в приобретении жилья, предоставление неполным семьям помощи в ведении
хозяйственных дел, организации досуга и отдыха ребенка. Также родители высказали мнение о необходимости повышения информированности
семей с детьми о существующих доступных мерах государственной поддержки. Неоднократно высказывалось пожелание о предоставлении
малоимущим семьям с детьми бесплатных путёвок в детские оздоровительные лагеря или компенсации части её стоимости из бюджета.
Ввиду того, что у родителей не хватает времени на воспитание детей, обостряются конфликты с детьми и между супругами, было высказано
пожелание о создании государственных (бюджетных) центров психологической помощи семьям с детьми.
-
В 2019 году проведены 10 экспертных интервью со специалистами региональных учреждений здравоохранения, образования,
представителями региональной законодательной и исполнительной власти, руководителями некоммерческих организаций, чья деятельность
включает работу с семьями и детьми. Цель применения данного метода состояла в выявлении наиболее значимых проблем в сфере управления
потенциалом подрастающего поколения, а также в определении возможности встраивания в неё разработанной авторским коллективом
методики оценки сформированности человеческого потенциала детского населения. Для проведения интервью был разработан гайд,
а также информационные материалы по предварительным результатам исследовательского проекта, предназначенные для экспертов.
Каждому участнику интервью была предоставлена возможность заранее ознакомиться с информационными материалами, которые содержали
описание разработанной методики оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, некоторые результаты массового
опроса семей с детьми, проведённого в рамках Проекта в 2018 году, и результаты фокус-группового исследования. В целом,
получены положительные отзывы экспертов о разработанной авторским коллективом методике. Это позволяет говорить о её востребованности
и возможности применения в системе управления человеческим потенциалом детского населения. Выделены наиболее актуальные проблемы
в сфере управления потенциалом подрастающего поколения: несовершенство межведомственного взаимодействия,
неудовлетворительные результаты пилотного проекта по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей;
отток педагогических кадров из организаций среднего и дошкольного образования; недостаток бюджетных мест в ВУЗах (что ведёт к оттоку
молодёжи из региона); отсутствие механизма, обеспечивающего постоянное присутствие медработника в детских садах
и средних образовательных организациях; недофинансирование "страховой" медицины, приводящее к снижению доступности
бесплатных медицинских услуг (особенно врачей-специалистов) для населения.
-
Круг проблем, выявленных в результате проведения социологических исследований (опроса семей с детьми, фокус-групповых исследований,
экспертных интервью) указывает на необходимость усиления межведомственного взаимодействия для успешного формирования человеческого
потенциала детского населения. Ряд выявленных проблем также связан с недостаточным учётом специфики формирования человеческого
потенциала в разных возрастных категориях детского населения.
-
«Социальный запрос», исходящий от родителей к учреждениям образования, здравоохранения, социальной защиты, складывается из двух
основных тезисов: «обеспечить социальную безопасность для семей с детьми», «научить родителей и детей справляться с современными
рисками – нехваткой времени на общение друг с другом, избытком информации (в том числе, ложной), «цифровыми» угрозами».
Родители отмечают, что при воспитании детей нуждаются в поддержке специалистов: семейных психологов, педагогов доп. образования,
врачей. Причём оплачивать их услуги большинство семей не имеют возможности. Учитывая это, для повышения человеческого
потенциала детского населения необходимо развивать следующие направления:
-
просветительская и консультативная работа с родителями по актуальным проблемам воспитания детей (со стороны специалистов сферы образования,
здравоохранения, социальной защиты);
-
информирование о правилах и консультирование по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ) для семей с детьми;
-
поддержка деятельности некоммерческих организаций по разработке и реализации проектов, направленных на помощь семьям
с детьми (в т.ч. через механизм грантового финансирования).