Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Результаты, полученные в 2019 году по проекту РФФИ № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».

В ходе выполнения второго этапа Проекта был получен ряд научных результатов, обладающих научной новизной.

  1. На данных массового опроса показано, что индекс сформированности человеческого потенциала (рассчитан по методике, разработанной коллективом исполнителей проекта в 2018 г.) имеет выраженную зависимость от возрастного периода. Наиболее сформированный (в соответствии с возрастными нормами) человеческий потенциал характерен для детей младшего и старшего школьного возраста. В меньшей мере соответствует возрастным нормам потенциал детей среднего школьного возраста. Вероятно, это обусловлено относительно большим вниманием к воспитанию и образованию детей на этапах адаптации к школе и подготовки к выпускным экзаменам. Здоровьесберегающие навыки в большей степени соответствуют норме у дошкольников и старших школьников. Интеллектуальная и социокультурная компоненты наиболее сформированы (в сравнении с возрастными нормами) у младших школьников.
  2. Сформированность человеческого потенциала выше у детей, проживающих в крупных городах по сравнению с детьми из малых городов и сельских населённых пунктов. К проблемам сельских территорий, ограничивающим возможности развития потенциала детей, относится низкая доступность кружков и секций дополнительного образования. В то же время, именно посещение дополнительных занятий, помогает формировать у детей лидерские качества, навыки публичных выступлений, развитию которых не уделяется достаточного внимания в рамках школьного обучения. Общей проблемой является слабая вовлечённость детей в дополнительные занятия технического профиля, что не соответствует прогнозируемым потребностям экономики страны в специалистах этой сферы.
  3. Подтверждена ведущая роль семьи в формировании человеческого потенциала детей. Продемонстрирована прямая зависимость между интеллектуальным развитием детей, сформированностью у них навыков мышления и вовлечённостью родителей в процесс их воспитания.
  4. Вторичный анализ данных социологических исследований, проводимых в ФГБУН ВолНЦ РАН, а также данных российской статистики позволил выявить наиболее острые проблемы семей с детьми, определяющие их социально-уязвимое положение. К числу таких проблем относятся: невозможность для большинства семей приобрести собственное жильё, даже с учётом смягчения условий ипотечного кредитования, низкий уровень их доходов, детская бедность. Показано, что фактором, существенно ограничивающим рождаемость, выступает гендерная дискриминация на рынке труда. Женщины при одинаковых условиях труда и равном уровне квалификации, в среднем, зарабатывают меньше мужчин. Это существенно снижает их возможности по сохранению приемлемого материального положения в период декретного отпуска. Среди населения преобладает мнение о том, что именно низкий уровень доходов семей выступает основным фактором отказа от рождения детей.
  5. В 2019 году в рамках выполнения задач Проекта разработан оригинальный инструментарий качественного социологического исследования – сценарий для проведения фокус-групп с участием родителей детей в возрасте от 3 до 17 лет. С его применением проведены пять фокус-групп: три – в г. Вологде, одна – в г. Череповце, одна – в с. Шуйское (административный центр междуреченского р-на Вологодской области). В совокупности, в данном исследовании приняли участие 36 человек, из них 9 мужчин и 27 женщин. В ходе проведения фокус-групп получено представление о социальном запросе данной категории населения, её ожиданиях в плане совершенствования государственной политики.
  6. В результате проведения фокус-группового исследования определен перечень ключевых проблем функционирования основных институтов, участвующих в формировании человеческого потенциала детского населения. На основе анализа родительских ожиданий сформированы векторы изменений, которые необходимы для совершенствования работы перечисленных выше институтов. В сфере здравоохранения это, прежде всего, повышение доступности услуг узких специалистов, возвращение медработников в образовательные организации (на условиях полной занятости), создание организованной системы ежедневного контроля медработником приема детей в группы детского сада, снижение стоимости лекарств для детей, повышение доступности бесплатных медицинских услуг (физиолечения, массажа). Востребованными изменениями в образовательной системе являются увеличение количества бесплатных мест в ВУЗах, повышение территориальной доступности услуг допобразования (создание в каждом районе города комплексных центров допобразования с большим количеством мест и широким спектром кружков/секций), создание дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования, восстановление работы групп продленного дня в начальных классах школы, обеспечения всех школ квалифицированными специалистами-психологами. В сфере социальной защиты требуется совершенствование системы социальных выплат (компенсации за оплату детского сада в соответствии с уровнем дохода семьи, увеличение размера детского пособия), расширение перечня категорий семей (по возрасту материальному положению), которые могут претендовать на государственную поддержку в приобретении жилья, предоставление неполным семьям помощи в ведении хозяйственных дел, организации досуга и отдыха ребенка. Также родители высказали мнение о необходимости повышения информированности семей с детьми о существующих доступных мерах государственной поддержки. Неоднократно высказывалось пожелание о предоставлении малоимущим семьям с детьми бесплатных путёвок в детские оздоровительные лагеря или компенсации части её стоимости из бюджета. Ввиду того, что у родителей не хватает времени на воспитание детей, обостряются конфликты с детьми и между супругами, было высказано пожелание о создании государственных (бюджетных) центров психологической помощи семьям с детьми.
  7. В 2019 году проведены 10 экспертных интервью со специалистами региональных учреждений здравоохранения, образования, представителями региональной законодательной и исполнительной власти, руководителями некоммерческих организаций, чья деятельность включает работу с семьями и детьми. Цель применения данного метода состояла в выявлении наиболее значимых проблем в сфере управления потенциалом подрастающего поколения, а также в определении возможности встраивания в неё разработанной авторским коллективом методики оценки сформированности человеческого потенциала детского населения. Для проведения интервью был разработан гайд, а также информационные материалы по предварительным результатам исследовательского проекта, предназначенные для экспертов. Каждому участнику интервью была предоставлена возможность заранее ознакомиться с информационными материалами, которые содержали описание разработанной методики оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, некоторые результаты массового опроса семей с детьми, проведённого в рамках Проекта в 2018 году, и результаты фокус-группового исследования. В целом, получены положительные отзывы экспертов о разработанной авторским коллективом методике. Это позволяет говорить о её востребованности и возможности применения в системе управления человеческим потенциалом детского населения. Выделены наиболее актуальные проблемы в сфере управления потенциалом подрастающего поколения: несовершенство межведомственного взаимодействия, неудовлетворительные результаты пилотного проекта по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей; отток педагогических кадров из организаций среднего и дошкольного образования; недостаток бюджетных мест в ВУЗах (что ведёт к оттоку молодёжи из региона); отсутствие механизма, обеспечивающего постоянное присутствие медработника в детских садах и средних образовательных организациях; недофинансирование "страховой" медицины, приводящее к снижению доступности бесплатных медицинских услуг (особенно врачей-специалистов) для населения.
  8. Круг проблем, выявленных в результате проведения социологических исследований (опроса семей с детьми, фокус-групповых исследований, экспертных интервью) указывает на необходимость усиления межведомственного взаимодействия для успешного формирования человеческого потенциала детского населения. Ряд выявленных проблем также связан с недостаточным учётом специфики формирования человеческого потенциала в разных возрастных категориях детского населения.
  9. «Социальный запрос», исходящий от родителей к учреждениям образования, здравоохранения, социальной защиты, складывается из двух основных тезисов: «обеспечить социальную безопасность для семей с детьми», «научить родителей и детей справляться с современными рисками – нехваткой времени на общение друг с другом, избытком информации (в том числе, ложной), «цифровыми» угрозами». Родители отмечают, что при воспитании детей нуждаются в поддержке специалистов: семейных психологов, педагогов доп. образования, врачей. Причём оплачивать их услуги большинство семей не имеют возможности. Учитывая это, для повышения человеческого потенциала детского населения необходимо развивать следующие направления:
    • просветительская и консультативная работа с родителями по актуальным проблемам воспитания детей (со стороны специалистов сферы образования, здравоохранения, социальной защиты);
    • информирование о правилах и консультирование по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ) для семей с детьми;
    • поддержка деятельности некоммерческих организаций по разработке и реализации проектов, направленных на помощь семьям с детьми (в т.ч. через механизм грантового финансирования).