Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Результаты, полученные в 2018 году по проекту РФФИ № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».

  1. На основании проведённого теоретико-методологического анализа исследования человеческого потенциала населения, а также на основании обзора результатов исследований детства, выполненных в рамках различных научных дисциплин, предложено определение понятия «человеческий потенциал детского населения» (ЧПДН), который представляет собой совокупность врожденных способностей и приобретаемых в ходе жизнедеятельности качеств (навыков), динамически изменяющихся по мере взросления, которые необходимы для успешного развития личности, ее социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. С использованием междисциплинарного подхода проведена операционализация выделенной научной категории, составлена концептуальная схема компонентов человеческого потенциала детского населения, обоснован набор индикаторов для измерения сформированности ЧПДН. Суть междисциплинарного подхода заключается в сочетании как теории человеческого развития (теории человеческого потенциала) в экономической науке при определении структуры человеческого потенциала детского населения, так и деятельностного подхода психологической науки при отборе критериев сформированности ЧПДН, который подразумевает наличие у ребенка тех или иных навыков с учетом возрастной специфики его развития.

    Сформированность ЧПДН предлагается оценивать по трем группам индикаторов:
    • здоровье (показатели, отражающие навыки физической активности, питания, гигиены, соблюдения режима питания и отдыха, поддержания нормального психического состояния, стрессоустойчивости);
    • интеллектуальное развитие (навыки, характеризующие сформированность высших психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания, а также цифровых навыков, то есть компетенций в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов ИКТ, намерений в приобретении соответствующих знаний и опыта, присутствие которых в системе показателей интеллектуального развития диктуют высокие темпы развития цифровой экономики);
    • социокультурное развитие (навыки, отвечающие за разные аспекты социокультурной адаптации ребенка: навыки этикета и общения, хозяйственно-бытовые, волевые и морально-этические).

    Разработанный научным коллективом взгляд на концепцию ЧПДН, а так же установленная связь концептуального аппарата исследования с его методологическим инструментарием является полностью оригинальной и обладает научной новизной.

  2. Разработана индексная методика оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, опирающаяся на расчет интегрального показателя по трем субиндексам: здоровья, интеллектуального и социокультурного развития. Показатели, необходимые для апробации методики, могут быть получены социологическими методами.

    Сводный индекс ИСЧПД рассчитывался как среднегеометрическое трех составляющих его субиндексов. Значения индекса СЧПД, как и у его субиндексов, лежат в диапазоне от 0,2 до 1, где значение 0,2 свидетельствует о несформированности человеческого потенциала ребенка, а 1 – о его максимальной сформированности в соответствии с возрастными нормами.

    I_СЧПД= ∛(I_З*I_ИР*I_СКР ),

    где IСЧПД – интегральный индекс сформированности человеческого потенциала детского населения, IЗ – субиндекс здоровья, IИР – субиндекс интеллектуального развития, IСКР – субиндекс социокультурного развития.

    Разработанная авторским коллективом методика является полностью оригинальной и основана на применении собственного междисциплинарного теоретико-методологического подхода к исследованию человеческого потенциала детского населения.

  3. Разработан инструментарий для проведения социологического опроса семей с детьми с целью апробации авторской методики. Разработаны четыре типа анкет для опроса родителей, воспитывающих детей разных возрастных групп: дошкольный возраст (3–6 лет), младший школьный возраст (7–10 лет), средний школьный возраст (11–14 лет), старший школьный возраст (15–17 лет). Сформирована репрезентативная выборка семей с детьми с учетом свойств генеральной совокупности: распределения семей по составу, возрасту детей и территории проживания. Квоты для формирования выборки определялись на основании статистических данных о половозрастном составе населения Вологодской области по состоянию на 01.01.2017 г. Ошибка выборки не более 3% при доверительном интервале 4-5%.

    Представленный научным коллективом инструментарий основан на применении собственного междисциплинарного теоретико-методологического подхода к исследованию человеческого потенциала детского населения и является оригинальным.

  4. Проведен массовый социологический опрос семей с детьми и очередной этап когортного мониторингового наблюдения «Изучение условий формирования здорового поколения», сформированы базы данных социологических исследований.
  5. На данных массового опроса семей с детьми Вологодской области проведена апробация методики оценки сформированности компонентов человеческого потенциала детского населения. Установлено, что показатели развития человеческого потенциала детского населения региона имеют высокий уровень (индекс составляет 0,792 при интервале от 0,2 до 1). Наиболее высокая степень сформированности присуща здоровью (субиндекс здоровья – 0,816), что свидетельствует о нормальном развитии навыков здоровьесбережения большинства детей в соответствии с возрастными нормами. Субиндекс социокультурного развития, характеризующий сформированность навыков этикета, общения, волевых, бытовых, морально-этических навыков, составил 0,789. Субиндекс интеллектуального развития незначительно ниже – 0,783, он характеризует соответствие развития возрастным нормам внимания, памяти, воображения, мышления. Обнаружены различия в сформированности человеческого потенциала детского населения в зависимости от возраста (наиболее высокая степень сформированности ЧПДН характерна для детей младшего школьного возраста, наименьшая – для детей среднего школьного возраста) и территории проживания (наиболее высокие значения индекса и субиндексов, характеризующих его компоненты, зафиксированы у детей, проживающих в областном центре, наименьшие – в городской местности муниципальных районов области). (Опубликовано: Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). DOI: 10.15838/sa.2018. 5.17.3)

    Разработанная методика оценки продемонстрировала свою научную состоятельность: полученные характеристики предмета исследования непротиворечивы, выявленные закономерности могут быть интерпретированы в рамках выбранного теоретико-методологического подхода. Полученные результаты свидетельствуют о перспективах её применения в рамках управления формированием человеческого потенциала детского населения.

  6. Проведён анализ социально-экономических трансформаций институтов российского общества, определяющих новые требования к человеческому потенциалу детского населения. Особое внимание на данном этапе реализации проекта уделялось воздействию семьи на формирование ЧПДН.

    Установлено, что воспитательные усилия в направлении сохранения и укрепления здоровья ребенка оказывают выраженное положительное воздействие на состояние здоровья, сформированность у ребенка навыков здоровьесбережения, развитие потенциала здоровья и в целом человеческого потенциала. При этом важен спектр воспитательных усилий: чем он шире, тем у ребенка лучше сформирован человеческий потенциал и его компоненты, в частности – более развиты здоровьесберегательные навыки, выше потенциал здоровья. Кроме того, в процессе воспитания крайне важным фактором является привитие ребенку ценности здоровья как ключевой составляющей самосохранения, которое также положительно влияет на потенциал здоровья и человеческий потенциал детей. (Опубликовано: Короленко, А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения / А.В. Короленко // Карельский научный журнал . - 2018. - №4. - С. 52-56.)

  7. В рамках анализа влияния развития информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого потенциала детского населения установлено, что в условиях активного вовлечения детей в виртуальное общение, поддержание и сохранение доверительных отношений в семье выступает одним из ключевых условий обеспечения безопасности детей в сети Интернет. На данных массового опроса семей с детьми продемонстрировано, что отчуждение в детско-родительских отношениях приводит к потере родителями контроля над содержанием виртуального общения ребёнка, что определяет его уязвимость для вредной и опасной информации в интернете. (Опубликовано: Нацун Л.Н., Разварина И.Н. Родительский контроль общения ребёнка в социальных сетях // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 21–22 нояб. 2018 г.) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2018. – 1 электрон. опт диск (CD-ROM).

    Полученные наблюдения актуализируют дальнейшее углублённое изучение угроз формированию человеческого потенциала детского населения, исходящих от трансформаций отдельных социальных институтов.