Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Грант РФФИ 19-011-00724 «Барьеры гражданского участия и механизмы их преодоления на региональном уровне»

Период реализации научного проекта: 2019 – 2021 годы

Описание и актуальность научной проблемы исследования, цель и задачи проекта

В условиях межрегиональных социально-экономических диспропорций в России возрастает значение поиска новых факторов территориального развития, которые находятся не только в экономической плоскости, но и в социокультурной. В этой связи одним из ключевых направлений решения внутренних проблем страны и ее регионов становится развитие гражданского участия, нацеленного на улучшение условий жизни, в первую очередь на уровне микросоциума. Под гражданским участием понимается процесс, посредством которого общественные объединения или отдельные индивиды вовлекаются в решение социально-значимых проблем.

Целью проекта является разработка и апробация методологического подхода к комплексному изучению гражданского участия, с учетом специфики форм его проявления, а также барьеров реализации и путей их преодоления на региональном уровне.

Основные задачи исследовательского проекта:

1) систематизировать теоретико-методологические подходы к исследованию гражданского участия, предложить авторскую интерпретацию категории «гражданское участие»;

2) выявить особенности активности субъектов, стратегий, форм и видов гражданского участия;

3) оценить потенциал влияния практик гражданского участия на развитие регионального сообщества (социально-экономической, общественно-политической сфер);

4) разработать социологический инструментарий для измерения уровня и факторов, барьеров ассоциированного (или институционального) и неформального гражданского участия, апробировать данный инструментарий на региональном уровне;

5) выявить барьеры (социокультурные, институциональные, коммуникативные, экономические и т.д.) гражданского участия населения, в том числе с учетом специфики его социально-демографических характеристик;

6) определить факторы, стимулирующие или блокирующие эффективную деятельность некоммерческого сектора;

7) сформулировать научно-обоснованные рекомендации региональным органам власти и общественным организациям в области совершенствования социальной политики по повышению мотивации населения к гражданскому участию;

8) разработать и апробировать на региональном уровне механизм преодоления ключевых барьеров ассоциированного гражданского участия с целью улучшения взаимодействия органов власти и НКО в рамках межсекторного партнерства.

Состав научного коллектива:

к.и.н. Уханова Юлия Викторовна (руководитель)

к.э.н. Косыгина Ксения Евгеньевна (ответственный исполнитель)

Смолева Елена Олеговна

Дементьева Ирина Николаевна

к. фил. н. Гужавина Татьяна Анатольевна

Артамонова Анна Станиславовна

Важнейшие результаты, полученные при реализации проекта:

1) Расширены теоретические знания о гражданском участии, факторах, оказывающих влияние на активность различных субъектов гражданского участия. Систематизация теоретико-методологических подходов к изучению гражданского участия показала, что в научной литературе феномен участия зачастую приравнивается к конкретным формам вертикального и горизонтального взаимодействия: политическим действиям, общественным работам и т.д. Представляется перспективным комплексный подход, учитывающий анализ вовлеченности населения в решение социально значимых задач как при взаимодействии с властью, так и в пространстве повседневности. С учетом этого под гражданским участием в проекте понимается процесс, посредством которого общественные объединения или отдельные индивиды вовлекаются во взаимоотношения с государством (вертикальное взаимодействие), другими социально-политическими институтами / между собой (горизонтальное взаимодействие) с целью решения общественно значимых задач. Трактуя под участием процесс, тем самым подчеркивается динамичный, подвижный характер этого социального феномена, включающего как формальные (деятельность НКО), так и неформальные (ситуативные) политические и социальные практики, индивидуального и коллективного характера.

2) Разработан социологический инструментарий для измерения и комплексной оценки ассоциированного и неформального гражданского участия. На первом этапе реализации проекта авторами был разработан инструментарий для осуществления полевого исследования путем массового анкетного опроса, который апробирован на территории 13 малых и 2 крупных городов Вологодской области (N=1900). Проведенное исследование позволило авторскому коллективу получить обширную информацию о мотивах, препятствиях, условиях и других характеристиках гражданского участия в оценках городского населения региона. На втором этапе работ по проекту коллектив разработал инструментарий качественного полевого исследования путем следующих методов сбора информации: глубинное личное интервью, по специально разработанному гайду, с субъектами институционального (в рамках деятельности НКО) и формального (ситуативного) гражданского участия; дискуссионные фокус-группы с общественными городскими активистами, а также жителями малых и крупных городов, эпизодически участвующих в решении общегородских проблем; интервью с экспертами (с представителями органов власти, бизнеса, «третьего сектора», СМИ, науки). Апробация инструментария качественного исследования на местах реализована на территории Вологодской области: двух крупных (Вологда, Череповец) и двух малых (Кириллов, Шексна) городов. Кроме того, осуществлена экспедиция в еще один субъект СЗФО – Республику Карелия (в центр – Петрозаводск и малый город – Костомукшу) с целью получения информации для выявления региональной специфики условий развития и барьеров гражданского участия.

В Вологодской области было проведено 43 глубинных и экспертных интервью, в республике Карелия – 18,1 фокус-группа (в г. Череповце). База данных качественных исследований составила 56 транскрибированных аудиофайлов, с последующей кодировкой.

3) Осуществлена оценка потенциала влияния практик гражданского участия на развитие регионального сообщества. Изучены уровень и структура ассоциированного гражданского участия с опорой на данные официальной статистики, а также выявлены особенности активности субъектов, стратегий и видов формального гражданского участия с помощью разработанного социологического инструментария. Под ассоциированным (формальным) гражданским участием авторами проекта понимается деятельность негосударственных некоммерческих организаций (НКО), составляющих «третий» сектор экономики. Предложен методический инструментарий для оценки экономической значимости некоммерческого сектора в регионе и проведена первичная апробация методики на регионах Северо-Западного федерального округа. В ходе исследования для измерения уровня развития некоммерческого сектора в российских регионах разработана авторская методика оценки его функционирования. Методика включает в себя расчет интегрального показателя на основе нескольких общедоступных индикаторов. Интегральный показатель позволил сравнить и ранжировать субъекты РФ по уровню развития некоммерческих организаций.

Посредством использования авторского социологического инструментария проведена оценка деятельности некоммерческих организаций в Вологодской области. Анализ показал, что осведомленность жителей региона о НКО ниже, чем в целом по стране, соответственно, оценка значения и роли некоммерческих организаций населением области также ниже общероссийских показателей. Выявлена закономерность: чем выше уровень образования и дохода респондентов, тем выше их осведомленность о НКО и оценка значимости некоммерческого сектора.

Осуществлено сравнение российского и зарубежного опыта применения информационно-коммуникационных технологий в работе НКО. Выявлено, что НКО в России существенно отстают от зарубежных коллег в использовании современных информационных ресурсов.

В целом полученные результаты исследования ассоциированного гражданского участия в рамках деятельности НКО позволили выявить, с одной стороны, сильную дифференциацию регионов по уровню развития некоммерческого сектора, с другой, – недостаточность развития НКО для их активного и эффективного участия в качестве полноценных партнеров государства в решении социальных проблем. На основании полученных данных авторы пришли к выводу, что отечественный некоммерческий сектор находится в стадии активного развития. В этих условиях ему необходима дифференцированная государственная поддержка – наибольший эффект меры стимулирования развития НКС принесут, если будут учтены региональные особенности формирования и развития сектора. Вместе с тем, для достижения наиболее оптимальных результатов все субъекты РФ нуждаются в корректировке системы управления функционированием некоммерческим сектором.

4) Авторами проведено исследование различных форм неформального гражданского участия (ситуативного). Отмечено, что одним из направлений гражданского участия является вовлечение граждан в городской менеджмент. В ходе управления развитием отдельных территорий, создания комфортной среды для жизнедеятельности происходит согласование интересов органов власти, граждан и бизнеса, причём граждане свои интересы могут представлять как индивидуально, так и при помощи общественных объединений. К наиболее распространенным методам общественного участия в развитии городской среды относится соучаствующее проектирование. Реализуемые в местном сообществе практики соучаствующего проектирования стимулируют у людей стремление быть информированными и вовлеченными гражданами, чувствующими ответственность за судьбу своего сообщества. В ходе теоретико-методологического анализа были определены основные участники, чьи интересы затрагиваются при конструировании и решение социальной проблемы – развитии городской среды. Авторами показано, что если в случае ассоциированного гражданского участия имеет место институционализация социальных практик, закрепленная законодательно, то развитие неформального гражданского участия также проходит процессы институционализации.

В процессах формирования практики гражданского участия, инициированных активистами или государством, выделяется сходство и различие. Оба процесса («снизу» и «сверху») включают стадии «признания законности общественных движений в системе государственной власти», «признание легитимности в массовом сознании», «распространение институционализированных форм деятельности», но различаются порядком их прохождения. Процессы различаются по характеру институциональных изменений и прохождению ступеней гражданского участия. Вмешательство государства со стратегией импорта формальных институтов может придать более дискретный характер процессу при институционализации «сверху». При институционализации «снизу» изменения спонтанны, а при формировании социальных практик «сверху» изменения институтов имеют целенаправленный характер.

Институционализации «снизу» без конфликта интереса представляет изменения в части неформальных норм. При наличии конфликта интересов содержание процесса формирования практик заключается в трансформации социальных институтов (формальных и неформальных норм). Считается, для общества, переживающего социальную трансформацию, именно маргинальные группы становятся источником конструирования новой социальной реальности. На примере муниципальных образований СЗФО проведено сравнение объективных показателей качества городской среды с восприятием горожан или их действиями по улучшению городской среды. Показано, что население Вологодской области чаще всего ожидает, что решения по городским проблемам будут принимать органы местного самоуправления, при этом сами граждане не рассчитывают, что их будут привлекать к развитию территорий.

На основе статистических и социологических данных рассмотрены особенности волонтерского движения в стране и регионе, которое, как выявлено, скорее носит ситуативный, чем регулярный характер. Определено, что в целом государством созданы правовые условия для развития волонтерства на федеральном уровне, однако в регионах этот процесс находится в начальной стадии. Установлено, что уровень включенности граждан в добровольческую деятельность растет. Выявлены зависимости участия в добровольческой деятельности от гендерной принадлежности, возраста, типа населенного пункта. Обоснована необходимость создания организационной модели деятельности добровольческого движения.

5) В ходе проведённого исследования рассмотрены социально-экономические аспекты гражданской активности и гражданского участия населения, а именно влияние материального и финансового благосостояния на формирование гражданской активности жителей региона. Доказано наличие тесной взаимосвязи между гражданской активностью и потребительскими настроениями населения Вологодской области. Наличие данной прямой зависимости свидетельствует о том, что активная включенность в гражданские практики связана с высокими показателями социального самочувствия их участников, удовлетворенностью социально-экономическими процессами в регионе и стране в целом, собственной материальной обеспеченностью. Нежелание населения принимать активное участие в общественно-политической жизни во многом обусловлено низким уровнем материального и финансового благополучия.

6) В ходе проведённого исследования проанализированы состояние и тенденции протестного потенциала жителей Вологодской области как одной из деструктивных форм гражданского участия и гражданской активности населения. С использованием результатов мониторинга и индексного метода обработки социологических данных были рассчитаны индексы общественного протестного потенциала, которые показывают, насколько жители области считают вероятными массовые акции протеста, и индексы личного протестного потенциала, которые отражают готовность жителей региона к участию в массовых акциях протеста. Проведенные расчеты показали, что несмотря на сохраняющуюся стабильность в региональном социуме накапливается социальное недовольство и напряжение. Установлено, что на фоне среднеобластных данных наиболее высокими показателями потенциальной протестной активности отличаются категории населения, негативно характеризующие социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и регионе.

С использованием методов корреляционного анализа доказано, что потенциал протеста заметно выше в группах населения, отличающихся низкими показателями гражданской активности, что позволило сделать вывод о том, что протестные настроения не способствуют развитию конвенциональной активности граждан, препятствуют консолидации и солидарности населения. Проанализированы информационно-коммуникационные возможности интернет-пространства в контексте протестного участия граждан, определено наличие связи между протестными настроениями жителей региона и использованием Интернет-ресурсов, в том числе для участия в общественной жизни. Выявлено, что Интернет, социальные сети, как виртуальные формы существования людей, не являются решающим фактором нарастания протестных настроений и действий без наличия базовых материальных причин.

7) Выявлены и систематизированы барьеры гражданского участия индивидов и общественных организаций (НКО). Проанализированы внутренние и внешние барьеры. Внешние – те, которые имеют институциональную и социокультурную природу, и внутренние – связаны с ценностно-мотивационными и социально-психологическими ориентирами субъектов участия и межличностными коммуникациями при реализации общественно полезной деятельности. Систематизации барьеров в двух выделенных группах осуществлялась по однородным признакам. Подобная типологизация позволяет достаточно полно охарактеризовать барьеры гражданского участия, возникающие как при вертикальном (с органами власти), так и горизонтальном (между общественными структурами и населением) взаимодействии.

Внешние барьеры:

Институциональные 1. Нормативно-правовые барьеры: связаны с законодательным обеспечением создания и деятельности формальных и неформальных структур гражданского участия (ГУ). Во-первых, в сферу законодательного обеспечения деятельности попадают преимущественно формализованные организации – НКО, неформальное участие, в основном находятся вне нормативного поля, стимулирование комплексной общественной самоорганизации не вписывается в программы местного развития. Во-вторых, в российском законодательстве чаще всего речь идет о государственной поддержке НКО, однако отсутствуют инструменты участия НКО в законотворческом процессе, лоббирования своих интересов. При этом проработаны в определенной степени вопросы участия институциональных общественных объединений в общественном контроле, в целом граждане остаются за бортом законотворческой деятельности и общественного контроля. В-третьих, показатели уровня и потенциала ГУ, закрепленные в нормативной базе, чаще направлены на формальную отчетность, а не решение конкретных проблем. В-четвертых, нормативно-правовые барьеры обусловлены зачастую разночтением и непониманием общественниками правовых норм, регулирующих ГУ, связанных с нарушением логики в составлении документов, со сложным построением фраз, непонятным или «канцелярским» языком; с большим количеством ссылок на другие документы, сносок и комментариев; с нескоординированностью нормативных документов разных уровней. В-пятых, недостаточно развито нормативно-правовое обеспечение механизмов электронного участия, которое предполагает активную роль граждан в современном процессе управления.

2. Экономические барьеры: связаны с финансовым, материальным, инфраструктурным обеспечением деятельности формальных и неформальных структур ГУ. В первую очередь, речь идет о нестабильности финансирования из государственного и муниципальных бюджетов, сокращении и так незначительного объема поступлений бюджетных источников в некоммерческий сектор. Выявлены ограничения развития краудфандинга, финансовой и материальной поддержки со стороны бизнеса и частных лиц, что во многом обусловлено непрозрачностью финансовой отчетности общественных объединений, организаций, инициативных групп. Кроме того, обозначены проблемы с инфраструктурным обеспечением, например, отсутствием площадок для совместных разработок проектов гражданских инициатив, общественного обсуждения, дискуссий.

3. Организационные барьеры: связаны как с процедурами взаимодействия органов власти и общественности при реализации практик ГУ, так и с деятельностью самих НКО и инициативных групп, в том числе в рамках межсекторного взаимодействия. В первом случае выявляются административно-организационные барьеры такие, как чрезмерный контроль со стороны властей на всех этапах реализации гражданского участия, что приводит к формированию у населения с властью не партнерских, диалоговых отношений, а вертикальных, строго иерархических отношений господства/подчинения.

Во втором случае речь идет о социально-организационных барьерах, которые проявляются в нехватке профессиональных кадров среди лидеров и участников НКО и низовых гражданских инициатив при реализации социальных проектов, отсутствия у общественных активистов навыков менеджмента, социального модераторства, работы в публичной сфере и взаимодействия со СМИ, в поиске информации, в т.ч. о грантовой поддержке и тендерах, финансовой и организационной компетентности.

4. Информационные барьеры воздвигаются как при вертикальном взаимодействии с органами власти, так и самими активистами. В первом случае информация поступает дозированно или по определяемым органами власти каналам. Во втором случае не проводится работа по повышение престижа общественной деятельности, демонстрации опыта позитивных достижений. Отсутствие трансляции положительного опыта работы со стороны самих общественников приводит к ситуации, когда активисты и общественные объединения не обладают необходимой легитимностью в глазах населения.

5. Социально-технологические барьеры: связаны с ограничением доступа к интернет-технологиям при реализации практик ГУ. Выявлено, что ограниченность использования интернет-технологий оказывает негативное влияние на готовность регионального сообщества к гражданскому участию (среди тех, кто регулярно пользуется интернетом, значительно выше уровень вовлеченности в общественно полезную деятельность и готовности к ней в будущем), на результативность деятельности НКО, создания положительного образа общественных организаций в сознании общественности. Вместе с тем, авторы пришли к выводу, что зачастую переход в виртуальное пространство способствует разрастанию формальных практик, когда «лайки» заменяют полноценное активное участие в жизни местного сообщества. Основной результат подобной деятельности – удовлетворенность от причастности и самоуспокоение.

Социокультурные барьеры обусловлены отсутствием традиции гражданского общества и либерального государства в России, низким уровнем гражданской политической культуры населения и степени распространенности правового поведения граждан. Кроме того, этот вид барьеров связан с неразвитостью ступеней гражданского воспитания и образования.

Таким образом, авторский коллектив пришел к заключению, что институциональные барьеры на пути развития гражданского участия пронизывают взаимоотношения общественных объединений и отдельно взятых активистов и с органами власти, и с населением. При рассмотрении различных типов внешних барьеров можно выделить общую закономерность – отсутствие закрепления практик гражданского участия в социальных нормах и институтах.

Внутренние барьеры

1. Ценностно-мотивационные барьеры – связаны со сформированной системой личных ценностей (интериоризированными) и компонентами мотивационной готовности к действию. Наиболее популярными причинами демотивационного гражданского поведения по самооценкам жителей региона отмечены нехватка времени, отсутствие интереса, сил и здоровья. Можно констатировать, что население утрачивает желание и возможность объединяться ради общественно полезных целей; при этом ценность выживания, сохранения личного благополучия и благополучия своей семьи зачастую вытесняют ценности коллективного действия и альтруистической солидарности. Кроме того, выявлен несформированный интерес регионального сообщества к саморазвитию гражданской грамотности и правовой компетентности, культуры и накоплению опыта коллективных действий. Следует говорить о непонимании населением (особенно актуально для молодежи) того, что навыки и знания, приобретаемые в результате вовлеченности в практики гражданского участия, пригодятся в самостоятельной жизни, будут способствовать развитию социальных связей, опыту социального модерирования, ведения дискуссий, переговоров.

2. Социально-психологические барьеры – в первую очередь связаны с низким уровнем доверия государственным (прежде всего, региональным) и, особенно, общественным институтам. Как показывает наше исследование, в отношении институтов гражданского общества речь скорее идет о неверии в их возможность оказывать реальное воздействие на лиц, принимающих управленческие решения. Низкий уровень доверия населения к НКО отрицательно сказывается на степени вовлечения некоммерческими организациями в свою деятельность граждан, не являющихся их членами. Как следствие – низкий уровень гражданского участия широких слоев населения и социальный атомизм.

3. Социально-коммуникативные барьеры связаны с отсутствием согласованности действий между участниками гражданского участия. Выявлен низкий уровень межличностной коммуникации при реализации общественно полезной деятельности, что во многом обусловлено отсутствием опыта совместных действий, выстраивания договоренностей, определения целей и средств для их достижения.

8) Разработан механизм преодоления барьеров гражданского участия.

На основе типологизации барьеров гражданского участия разработаны механизмы для их преодоления на региональном уровне. Инструменты представляют собой совокупность согласованных методов и социальных технологий, практическое внедрение которых направлено на количественный и качественный рост показателей гражданского участия.

В связи с ростом значимости гражданского участия в жизни страны и ее регионов назревает необходимость в разработке и принятии единой региональной стратегии (закона/кодекса/программы), направленной на создание комплексной системы нормативных регуляторов развития этого феномена. Прогрессивным и своевременным шагом в данном направлении станет обобщение и выделение законодательства о гражданском участии (в его политической и социальной формах) в отдельную отрасль права. Важно развивать систему повышения квалификации, обучения в сфере реализации общественно полезной деятельности, которая должна охватить не только самих гражданских активистов, руководителей НКО, но и служащих регионального и муниципального уровней управления. Необходимы институциональное оформление специальности «менеджер социальных (гражданских) проектов» в системе высшего образования России, программы повышения квалификации для гражданских и муниципальных служащих по управлению гражданскими инициативами населения; развитие механизма информирования при поддержке региональной власти путем формирования единого информационного пространства, в котором все субъекты и объекты системы взаимодействия по мере своих возможностей могут представлять информацию о социальных проектах и их результатах. Применение НКО современных способов информирования населения о своей деятельности в целях расширения круга сторонников и партнеров. Формирование разветвленной системы разноуровневых площадок для реального процесса взаимодействия – на принципах интерактивного диалога и обратной связи. Это позволит генерировать значимые общественные инициативы, консолидировать потенциал локального сообщества к гражданскому участию.

В социально-экономическом поле – развитие механизма региональных грантовых конкурсов как для НКО, так и для незарегистрированных инициативных групп при выделении средств на поддержку социально значимых проектов, как наиболее востребованного инструмента их обеспечения. Создание региональных «общественных инкубаторов» при поддержке власти и бизнеса в качестве единых центров инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив на местном уровне.

В социокультурном поле необходимым условием для выстраивания наиболее эффективного механизма повышения уровня гражданского участия становится учет культурных ценностей и установок национальных социально-экономических систем. Необходимо создать условия для формирования институтов повышения мотивации гражданского участия, инструментов для поддержки мероприятий по гражданскому образованию, повышению уровня гражданско-правовой культуры.

Предложены инструменты совершенствования некоммерческого сектора региона через активизацию межсекторного социального партнерства, а именно развитие сетевого взаимодействия региональных ресурсных центров и центров инфраструктурной поддержки организаций некоммерческого сектора на местном уровне. Несмотря на существующую практику деятельности региональных ресурсных центров, выявлено, что остается нерешенным вопрос на муниципальном уровне. Недостает муниципальных центров инфраструктурной поддержки гражданских инициатив (МЦИП). В результате взаимодействия РРЦ совместно с муниципальными центрами образуют в регионе единую «зонтичную» структуру. Она обеспечивает объединение различных хозяйствующих субъектов, работающих вместе над решением актуальных проблем региона, развития некоммерческого сектора.

В рамках практико-ориентированной деятельности реализован авторский подход к осмыслению гражданской грамотности среди молодежи как одного из важнейших механизмов развития гражданского участия в регионе. На его основе разработан интерактивный курс «Гражданская грамотность: просто о сложном» для внедрения в школах Вологодской области при поддержке администрации. В этих целях осуществлялась совместная деятельность по разработке и реализации социального проекта «Гражданская грамотность: просто о сложном» с лидерами гражданских инициатив и некоммерческих организаций, инициируемая и организованная исследовательским коллективом.

9) Представлены результаты проекта в публикациях в российских и зарубежных журналах, в том числе из списка ВАК и Scopus, на научных конференциях, заседаниях с участием органов власти, общественной палаты региона и представителей НКО.

За три года реализации проекта состоялась активная апробация полученных результатов: авторским коллективом опубликовано 27 журнальных статей, из них 5 в изданиях, индексируемых в базе WoS/ Scopus, 20 тезисов конференций; подготовлено 30 докладов на научно-практических и практико-ориентированных мероприятиях различного уровня.