Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Грант РФФИ № 21-011-31702 опн «Диджитализация гражданского участия: прогресс в достижении социальных эффектов vs имитация общественно-полезной деятельности»

Описание и актуальность научной проблемы исследования

В российском публичном дискурсе однозначно признается, что без широкой общественной консолидации, активизации гражданского участия в развитии локальных территорий невозможен переход на качественно новый этап развития государства. Особую актуальность при рассмотрении феномена гражданского участия как совокупности политических и социальных практик представляют вопросы проникновения в общественно-политическое пространство информационно-коммуникационных технологий. Диджитализация (цифровизация) как новый глобальный тренд создает среду с широкими возможностями коммуникации и приводит к переформатированию традиционных офлайн-практик гражданского участия в онлайн. Следуя этой логике, должны меняться и те концептуальные подходы к осмыслению происходящих изменений в реализации потенциала гражданского участия.

Целью проекта является концептуальный анализ возможностей и рисков гражданского участия по достижению социальных эффектов в условиях диджитализации общественной жизни. Исследование проводится на региональном и муниципальном уровнях как наиболее приближенных к повседневной жизни населения и где актуализируются, в том числе, проблемы цифрового неравенства в общественном пространстве. Проект отличает комплексный характер и масштаб предметного поля: диджитализация гражданского участия анализируется в двух направлениях – вертикальном (при взаимодействии общества с государством) и горизонтальном (при коммуникации сообществ между собой). Рассматриваются практики как институционального формата (например, электронное голосование на выборах, интернет-обращения в органы власти, деятельность НКО на базе электронных платформ), так и неформального характера (ситуативное волонтерство, временные движения «одного требования» и т.д.).

Состав научного коллектива:

к.и.н. Уханова Юлия Викторовна (руководитель),

Смолева Елена Олеговна (отв. исполнитель),

к.э.н. Груздева Мария Андреевна,

к.э.н. Косыгина Ксения Евгеньевна,

к.э.н. Попов Андрей Васильевич

Ожидаемые результаты научного исследования

Одним из ключевых результатов проекта станет разработка теоретико-методологических основ и инструментария изучения диджитализации гражданского участия. С целью выявления институциональных условий развития практик участия в интернет-пространстве будет рассмотрена проблема цифрового неравенства в региональном и муниципальном контексте, специфике его проявления в отдельных социально-демографических группах. На основе анализа зарубежного и российского опыта, а также авторского эмпирического исследования будут систематизированы и концептуализированы возможности цифрового гражданского участия в достижении социальных эффектов, а также риски и негативные последствия внедрения интернет-технологий для развития общественно полезной деятельности местного сообщества. Будут сформулированы практические рекомендации региональным и муниципальным органам власти, а также общественным организациям, гражданским активистам с целью повышения результативности диджитализации гражданского участия. В конечном итоге решение поставленных задач направлено на улучшение взаимодействия общества и власти на местах, повышение общественного доверия, снижение социальной напряженности.

План работы на 2021 год

1. Разработка программы и подробного календарного плана исследования.

2. Углубленное изучение и систематизация теоретико-методологических подходов, разработанных по теме исследования. Теоретическое осмысления понятия "цифровое гражданское участие".

3. Разработка инструментария для измерения и оценки возможностей и рисков онлайн-участия населения в достижении социальных эффектов. Формирование информационной базы исследования.

4. Организация полевого этапа исследования: проведение авторского анкетного опроса, экспертных интервью.

5. Выявление основных тенденций и особенностей цифрового гражданского участия в России с учетом региональной специфики.

6. Оценка цифрового неравенства как угрозы диджитализации гражданского участия на региональном и муниципальном уровнях.

7. Анализ зарубежного опыта цифрового гражданского участия и определение потенциала его использования в российских реалиях.

8. Углубленный анализ результативности и барьеров использования цифровых сервисов в деятельности некоммерческих организаций.

9. Сравнение возможностей и рисков традиционных (оффлайн) и онлайн-форматов гражданского участия. Выявление особенностей перехода практик гражданского участия из онлайн пространства в оффлайн.

10. Формулировка научно-обоснованных рекомендаций региональным и муниципальным органам власти, структурам гражданского общества по созданию условий, способствующих эффективному использованию возможностей и минимизации рисков цифрового гражданского участия.

11. Представление полученных результатов на научно-практических конференциях, подготовка публикаций.

12. Подготовка научного отчета по проекту.

Полученные результаты:

1. Проанализированы и систематизированы теоретико-методологические подходы к пониманию гражданского участия в цифровой среде в зарубежной и российской литературе. Проведенный анализ позволил уточнить и обосновать авторскую интерпретацию понятия «цифровое гражданское участие», определить его сущностные основы. В целом изучение теоретико-методологических подходов показало, что в научном дискурсе при анализе вовлеченности граждан в решение общественных проблем в цифровой среде существует методологическое разнообразие в используемых терминах: электронное участие, цифровое участие, онлайн-участие и т.д. В рамках нашего подхода эти категории используются как синонимы и рассматриваются в качестве формата гражданского участия, в ходе реализации которого задействован инструментарий ИКТ. Следуя этой логике, мы соотносим понятие «цифровое гражданское участие» как составную часть гражданского участия, т.е. как общее и частное. Под гражданским участием мы понимаем процесс, посредством которого общественные объединения или отдельные индивиды вовлекаются во взаимоотношения с государством (вертикальное взаимодействие), другими социально-политическими институтами / между собой (горизонтальное взаимодействие) с целью решения общественно значимых задач.

Отличительными чертами подобных взаимодействий является то, что они:

– могут иметь как политический, так и неполитический (социальный) характер;

– осуществляются в институциональных (в рамках общественных организаций) и неформальных (ситуативных) формах;

– реализовываются в индивидуальных и коллективных практиках;

– воплощают альтруистические устремления или потребность в общении, совместной деятельности, признании другими людьми и т.п.

2. Авторами проекта разработан инструментарий (на основе междисциплинарного подхода, сочетающего исследовательские стратегии социологической и политологической наук) комплексного измерения цифрового гражданского участия, который был апробирован на территории субъекта СЗФО – Вологодской области (посредством массового анкетирования; объем выборки составил 1500 человек). Предложенный теоретико-методический инструментарий позволяет выявить уровень распространения различных онлайн-практик среди регионального сообщества, провести сравнение с офлайн-участием, оценить преимущества и ограничения участия в цифровой среде в контексте общественного мнения.

3. Осуществлена оценка цифрового неравенства как угрозы диджитализации гражданского участия на региональном и муниципальном уровнях. При изучении статистических обзоров и социологических исследований было выяснено, что неравенство чаще обнаруживается между жителями городских и сельских территорий, это характерно не только для России, но и большинства стран мира. В ряде российских регионов с преимущественно сельским населением до 40% семей не имеют доступа к интернету, в Вологодской области 40% сельских жителей по разным соображениям не пользуются всемирной сетью, 23% из них по причинам отсутствия или дороговизны подключения. Другие значимые разрывы наблюдаются в разных возрастных группах. Более активно интернет и цифровые сервисы используются молодыми людьми (до 99%) и людьми среднего возраста (до 82%), что определяется ранним возрастом приобщения и особенностями трудовой активности. Вместе с тем, ситуация стремительно меняется: доля пожилых, использующих интернет постоянно растет (в регионе с 2015 по 2021 год с 36% до 59%). Уровень образования детерминируют скорее не саму вовлеченность человека в цифровые процессы, а характер участия, преследуемые цели и навыки. На основе анализа цифровых неравенств в разрезе различных факторов выделены группы населения, имеющие высокий и низкий потенциал участия в различных цифровых форматах, в том числе проявления гражданской активности.

4. Проанализирован зарубежный опыт цифрового гражданского участия и определен потенциал его использования в российских реалиях. Интернет не только является средством массовой коммуникации и поиска информации, посредством которого заметно проще вести социальный диалог и реализовывать традиционные практики активизма, но и способствует формированию принципиально новых моделей поведения, характерных, прежде всего, для молодого поколения. Особая роль в этом процессе отводится социальным сетям как одному из важнейших каналов для выражения собственной позиции и взаимодействия (преимущественно межличностного и неформального). Во многом дополняя друг друга, офлайн и онлайн форматы гражданского участия имеют множество отличий с точки зрения форм проявления, способов привлечения и состава самих активистов, а также условий, необходимых для осуществления коллективных действий.

Гипотеза о его негативных последствиях цифрового гражданского участия, где центральное место занимают риски слактивизма, хотя и является предметом широкого обсуждения, лишь отчасти находит свое эмпирическое подтверждение. Показано, что дальнейшее повышение значимости виртуального пространства приведет к сращиванию онлайн и офлайн миров. Анализ данных Европейского социального исследования, проведенного до пандемии, наглядно продемонстрировал межстрановые различия в гражданском участии, в т.ч. осуществляемом в онлайн-формате. Так, в странах с относительно высоким уровнем посещаемости сети Интернет (Бельгия, Великобритания, Германия, Швейцария и др.) население характеризуется не только большей гражданской активностью, но и является весьма гетерогенным в части социально-демографических характеристик. В то же время повсеместно наблюдается снижение интереса к традиционным формам гражданского активизма, таким как участие в разрешенных демонстрациях и работа в политических объединениях.

5. Выявлены возможности и риски такой практики цифрового гражданского участия как электронное голосование, что вызывает острые дискуссии в общественно-политическом дискурсе современной России. В соответствии с широким подходом понятие «электронное голосование» вбирает в себя не только процесс голосования как таковой в электронном виде, но и процесс регистрации избирателей, обработки бюллетеней и подсчета голосов с помощью электронных средств (даже если голосование осуществляется традиционным способом – с помощью бумажного бюллетеня). Основные его достоинства – это вовлечение в процесс голосования людей с ограниченными возможностями, а также избирателей, которые по другим объективным причинам не могут прибыть на избирательный участок; рост политического участия, избирательной явки; большая степень вовлеченности граждан в управление государством; снижение затрат на проведение голосования; ускорение процесса подсчета голосов и при этом за счет автоматизации снижение уровня фальсификаций и ошибок. В то же время выявлен и ряд проблем, присущих электронному голосованию, которые нами сгруппированы следующим образом: технические; ценностные; социальные.

6. Определены основные тенденции и особенности гражданского участия в цифровом пространстве России с учетом региональной специфики.

Анализ влияния интернет-технологий на готовность регионального сообщества к гражданскому участию показал, что интернет является значимым фактором в этой сфере. Среди респондентов, активно пользующихся интернетом, значительно выше доля тех, кто готов включиться в работу некоммерческих организаций и инициативных групп, способствовать развитию своего города /села по различным направлениям. Проведенный анализ показал, что наиболее распространенными формами гражданского участия в регионе являются обращения в интернет-приемные органов власти, электронное голосование по различным инициативам, подписание онлайн петиций, обсуждение социальных проблем на специальных сайтах и в социальных сетях. Достаточно редко население пользовалось возможностями Интернет-технологий для участия в общественных слушаниях в режиме онлайн, благотворительности и волонтёрства и гражданского протеста. Активность лиц старшей возрастной группы, которые пользуются Интернет-технологиями, не уступает активности других возрастных групп.

7. Осуществлено сравнение возможностей и рисков традиционных и онлайн-форматов гражданского участия в условиях диджитализации общественной жизни. Определены особенности перехода практик гражданского участия из онлайн пространства в оффлайн.

Переход к цифровому гражданскому участию добавляет к дефиниции «гражданское участие» дополнительный вид действий – соединительные действия. Они отличаются от традиционных коллективных действий отсутствием координации «сверху-вниз» лидерами движений, тем самым снимая ограничения по идеологической точке входа в активизм. Следовательно, к числу характерных черт онлайн-активизма можно отнести отсутствие формальной организации и лидерства, избегание коллективной идеологии и идентификации. По степени влияния Интернета онлайн-активизм подразделяют на действия, которые Интернет расширяет и которые основаны на ИКТ, что порождает дискурсы о соотношении онлайн и офлайн форм гражданского участия. Оба формата участия граждан тесно связаны: вероятность обращения к онлайн-формату какого-либо вида гражданской активности возрастает, если человек уже реализует этот вид активности традиционным способом, и наоборот, онлайн-участие в политических дискуссиях положительно влияет на внесетевую политическую активность, например, на электоральное поведение.

Категории последователей традиционных форм и онлайн-форматов различаются. Представительность различных групп в онлайн-участии значительно смещена в сторону населения, обладающего ресурсами. Если сравнивать востребованность онлайн и традиционных форматов гражданского участия, то каждый второй житель области предпочитает офлайн-формы гражданской активности; треть населения согласны в равной степени использовать онлайн и офлайн форматы. Сделан вывод о необходимости развития обоих форматов гражданского участия, что будет способствовать социальной результативности и общественной консолидации.

8. Проведен анализ применимости и результативности/эффективности использования информационно коммуникационных технологий в деятельности некоммерческих организаций как ассоциированной формы гражданского участия.

Предложен инструментарий оценки вовлеченности населения в деятельность НКО в онлайн-среде на основе анализа трех параметров: информированность, целеполагание, эффективность онлайн-площадок, и проведена его апробация. Первый параметр оценки – информированность показал: в среднем по области на цифровые площадки НКО заходили 28% опрошенных пользователей интернета, напротив, 65% никогда этого не делали. Выявлено, что социально-демографические характеристики респондентов оказывают влияние на активность интернет-посещения. Интернет-аудитория НКО сосредоточена преимущественно в крупных городах. Второй параметр оценки – целеполагание показал: посещение интернет-ресурсов НКО для населения региона во многом продиктовано личным интересом и желанием повысить знания о таких структурах (49%). Третий параметр оценки основывается на результативности обращений жителей региона в общественную организацию через ее Интернет-ресурсы. Услугами НКО в сетевом пространстве пользовались более четверти населения Вологодской области, из обращавшихся превалирует доля тех, у кого вопрос был решен или находится на стадии рассмотрения. Представлен социально-демографический потрет пользователя сетевых ресурсов НКО – это преимущественно женщины, проживающие в городской местности в возрасте до 55 лет с высоким уровнем образования и материального положения.

Определено, что организациям некоммерческого сектора при популяризации деятельности, привлечении добровольцев и продвижении товаров и услуг онлайн необходимо учитывать общие условия включенности населения в цифровое пространство. Вследствие установленных тенденций, можно констатировать, что одним из барьеров для онлайн-участия является существование цифрового разрыва, препятствующего и ограничивающего способность определенных социально-демографических групп присоединяться к работе некоммерческих организаций в цифровой среде.

9) Разработаны научно-обоснованные рекомендации региональным и муниципальным органам власти, структурам гражданского общества по созданию условий, направленных на использование возможностей и минимизацию рисков цифрового гражданского участия.

Таким образом, в результате реализации настоящего проекта разработана и апробирована на территории региона СЗФО оригинальная методология комплексного, междисциплинарного исследования потенциала гражданского участия в условиях диджитализации общественной жизни с учетом специфики его институциональных и неформальных практик, что позволяет углубить существующие в общественно-политическом дискурсе современной России представления о гражданском участии в цифровом пространстве, структурном и функциональном компонентах подобного формата участия, перспектив и ограничений его развития (как при вертикальном, так и горизонтальном взаимодействии), инструментах повышения эффективности реализации.