Цивилизационная динамика во многом зависит от ответов общества на возникающие вызовы, перечень которых в 2020 году пополнился эпидемиологическими рисками. Задачи по нахождению ответов на новые вызовы, определению своего пути стоят перед каждым поколением. Их решение связывается с активной ролью человека, наличием у него различных ресурсов. Тем самым социально-исторический и социально-экономический процессы оказываются подвержены влиянию со стороны социальных субъектов преобразований. Одним из таких вызовов стала научно-техническая революция, которая сопровождалась глубокими преобразованиями производительных сил общества. Превращение науки в непосредственную производительную силу, возрастающая роль и значение в экономике человека, уровня его образования и научных знаний, опыта и квалификации предопределили возникновение теории человеческого капитала. Это понятие рассматривается, во-первых, с акцентом на совокупность имеющихся у человека способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ; во-вторых, с позиции инвестиций, учитывая факт их накопления в результате вложений в человека или человеческой активности в различных формах; в-третьих, с позиции фактора экономического роста.
Актуальность исследований по данному направлению связана с необходимостью эффективного функционирования всех сфер деятельности в стране при переходе к инновационной экономике. Это может быть обеспечено за счет создания условий для формирования и использования в трудовой и иных видах деятельности накопленного потенциала. Также назрел вопрос о рекомендациях для эффективного воспроизводства человеческого капитала, методологических аспектах оценки как человеческого капитала в целом, так и его отдельных составляющих. В статье обобщен опыт изучения этих проблем в исследованиях ВолНЦ РАН.
В своей работе авторы
- рассмотрели основные научные подходы и школы, на которых базируются исследования;
- представили методические разработки, применяемые в настоящее время для сбора эмпирических данных по показателям человеческого развития (методика оценки воспроизводства человеческого потенциала сельских территорий и факторов его определяющих; методика анализа отдельных навыков и компетенций населения; методика оценки уровня развития системы образования на уровне отдельных регионов; методика рейтингования дошкольных образовательных организаций по критериям удовлетворенности населения предоставляемыми ими услугами; методика оценки адаптационного потенциала представителей учительского сообщества; методика расчета коэффициента опережения заработной платы в образовании и т.д.). Привели результаты их апробации;
- представили направления и возможности продолжения дальнейшего исследования факторов формирования человеческого капитала в рамках новых теоретических подходов и научных школ.
Дальнейшие перспективы работы видятся в создании научной школы, посвященной анализу актуальных проблем в рамках данного направления.
Познакомиться со статьей подробнее.