Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Проблемы формирования человеческого капитала в фокусе исследований Вологодского научного центра РАН

Изучение человеческого капитала и факторов его формирования выступило для вологодских ученых одной из приоритетных тематик исследований. Этому вопросу посвящена статья заместителя директора Вологодского научного центра РАН по научной работе к.э.н. Л.В. Бабич, старшего научного сотрудника к.э.н. М.А. Головчина и старшего научного сотрудника к.э.н. К.А. Устиновой. Внимание авторов акцентировано на истории развития в ВолНЦ РАН таких научных направлений, как оценка человеческого и трудового потенциала населения, исследование научно-образовательного пространства как институциональной структуры, подготовка практико-ориентированных работ в сфере подготовки научных кадров.

Цивилизационная динамика во многом зависит от ответов общества на возникающие вызовы, перечень которых в 2020 году пополнился эпидемиологическими рисками. Задачи по нахождению ответов на новые вызовы, определению своего пути стоят перед каждым поколением. Их решение связывается с активной ролью человека, наличием у него различных ресурсов. Тем самым социально-исторический и социально-экономический процессы оказываются подвержены влиянию со стороны социальных субъектов преобразований. Одним из таких вызовов стала научно-техническая революция, которая сопровождалась глубокими преобразованиями производительных сил общества. Превращение науки в непосредственную производительную силу, возрастающая роль и значение в экономике человека, уровня его образования и научных знаний, опыта и квалификации предопределили возникновение теории человеческого капитала. Это понятие рассматривается, во-первых, с акцентом на совокупность имеющихся у человека способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ; во-вторых, с позиции инвестиций, учитывая факт их накопления в результате вложений в человека или человеческой активности в различных формах; в-третьих, с позиции фактора экономического роста.

Актуальность исследований по данному направлению связана с необходимостью эффективного функционирования всех сфер деятельности в стране при переходе к инновационной экономике. Это может быть обеспечено за счет создания условий для формирования и использования в трудовой и иных видах деятельности накопленного потенциала. Также назрел вопрос о рекомендациях для эффективного воспроизводства человеческого капитала, методологических аспектах оценки как человеческого капитала в целом, так и его отдельных составляющих. В статье обобщен опыт изучения этих проблем в исследованиях ВолНЦ РАН.

В своей работе авторы

  • рассмотрели основные научные подходы и школы, на которых базируются исследования;
  • представили методические разработки, применяемые в настоящее время для сбора эмпирических данных по показателям человеческого развития (методика оценки воспроизводства человеческого потенциала сельских территорий и факторов его определяющих; методика анализа отдельных навыков и компетенций населения; методика оценки уровня развития системы образования на уровне отдельных регионов; методика рейтингования дошкольных образовательных организаций по критериям удовлетворенности населения предоставляемыми ими услугами; методика оценки адаптационного потенциала представителей учительского сообщества; методика расчета коэффициента опережения заработной платы в образовании и т.д.). Привели результаты их апробации;
  • представили направления и возможности продолжения дальнейшего исследования факторов формирования человеческого капитала в рамках новых теоретических подходов и научных школ.

Дальнейшие перспективы работы видятся в создании научной школы, посвященной анализу актуальных проблем в рамках данного направления.

Познакомиться со статьей подробнее.
Все сообщения