Вологодский научный центр Российской академии наук
RuEn

Готовность молодежи к жизнедеятельности в условиях цифровизации

Каковы риски цифровизации? К чему она приведет – к глобализации или сужению индивидуального существования? Насколько молодежь региона готова к таким перспективам? На эти вопросы в своей статье отвечает ведущий научный сотрудник Вологодского научного центра РАН к.филос.н., доцент Татьяна Анатольевна Гужавина. Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-011-0724/20 «Барьеры гражданского участия и механизмы их преодоления на региональном уровне».

Цифровизация позиционируется как некий тренд будущего развития современного человечества. Сегодня к интернету подключен каждый второй житель Земли.

Современные цифровые технологии создают новые возможности для коммуникации, требуют новых знаний и повышения уровня образованности, освоения иных практик взаимодействия. Особенно остро эта задача проявилась в условиях возникшей экстренной ситуации перевода значительной части социальной активности в онлайн-среду. Пандемия коронавируса создала принципиально новые условия, потребовала быстрого и эффективного освоения необходимых компетенций, породила иные, не существовавшие ранее онлайн-практики, открыла новые возможности для профессиональной деятельности и коммуникации.

Автор отмечает, что цифровая среда противоречива по своему воздействию на человека. Она может как расширить возможности его доступа к информации до включения в глобальное пространство, так и сузить его жизненный мир до минимума, измеряемого размером диагонали цифрового устройства.

Возникают новые виды рисков. Это, прежде всего, касается молодежи, ее потребностей в использовании цифровых технологий. Именно у молодежи формируется цифровое сознание, возникают стереотипы и поведенческие практики, касающиеся взаимодействия и кооперации в сетях. Формируются субъекты цифрового общества. Исследование показало, что темпы компьютеризации опережают распространение необходимых для этого навыков и умений, в том числе среди молодежи региона:

  • на сегодняшний день молодые люди недостаточно глубоко овладели техническими компетенциями в использовании гаджетов; существует еще немалая доля тех, кто ограничен в доступе к современным многофункциональным устройствам;
  • значительная часть молодежи малоактивна в социальных сетях и занимает позицию цифрового потребителя, во многом некритичную, не обеспечивающую безопасность нахождения в интернете, что позволяет вовлекать молодых людей в асоциальную деятельность, продвигать антиобщественную идеологию;
  • невысокий психо-коммуникативный уровень пока не позволяет российской молодежи стать полноценным субъектом цифрового общества.

Отметим, что в крупных городах включение в цифровую среду происходит быстрее, чем в малых городах и в сельской местности, что создает ограничения и объективного, и субъективного характера для включения в цифровое пространство. Исследование показало, что масштаб поселения оказывает определенное влияние на использование цифровых практик, но в целом различия не являются существенными. Задача, которая встает перед обществом в связи с поступающими вызовами, заключается в необходимости ускорить процессы формирования цифровой грамотности населения, в первую очередь – молодежи.

Подробнее.
Все сообщения