Цифровизация позиционируется как некий тренд будущего развития современного человечества. Сегодня к интернету подключен каждый второй житель Земли.
Современные цифровые технологии создают новые возможности для коммуникации, требуют новых знаний и повышения уровня образованности, освоения иных практик взаимодействия. Особенно остро эта задача проявилась в условиях возникшей экстренной ситуации перевода значительной части социальной активности в онлайн-среду. Пандемия коронавируса создала принципиально новые условия, потребовала быстрого и эффективного освоения необходимых компетенций, породила иные, не существовавшие ранее онлайн-практики, открыла новые возможности для профессиональной деятельности и коммуникации.
Автор отмечает, что цифровая среда противоречива по своему воздействию на человека. Она может как расширить возможности его доступа к информации до включения в глобальное пространство, так и сузить его жизненный мир до минимума, измеряемого размером диагонали цифрового устройства.
Возникают новые виды рисков. Это, прежде всего, касается молодежи, ее потребностей в использовании цифровых технологий. Именно у молодежи формируется цифровое сознание, возникают стереотипы и поведенческие практики, касающиеся взаимодействия и кооперации в сетях. Формируются субъекты цифрового общества. Исследование показало, что темпы компьютеризации опережают распространение необходимых для этого навыков и умений, в том числе среди молодежи региона:
- на сегодняшний день молодые люди недостаточно глубоко овладели техническими компетенциями в использовании гаджетов; существует еще немалая доля тех, кто ограничен в доступе к современным многофункциональным устройствам;
- значительная часть молодежи малоактивна в социальных сетях и занимает позицию цифрового потребителя, во многом некритичную, не обеспечивающую безопасность нахождения в интернете, что позволяет вовлекать молодых людей в асоциальную деятельность, продвигать антиобщественную идеологию;
- невысокий психо-коммуникативный уровень пока не позволяет российской молодежи стать полноценным субъектом цифрового общества.
Отметим, что в крупных городах включение в цифровую среду происходит быстрее, чем в малых городах и в сельской местности, что создает ограничения и объективного, и субъективного характера для включения в цифровое пространство. Исследование показало, что масштаб поселения оказывает определенное влияние на использование цифровых практик, но в целом различия не являются существенными. Задача, которая встает перед обществом в связи с поступающими вызовами, заключается в необходимости ускорить процессы формирования цифровой грамотности населения, в первую очередь – молодежи.
Подробнее.