В современном обществе жизнь и деятельность человека непрерывно подвергаются воздействиям неблагоприятных факторов различной этиологии (социальных, экономических, экологических, информационных, профессиональных и др.), которые сопровождаются перенапряжением физических и психических функций, возникновением и развитием негативных эмоций. Перечисленные симптомы характеризуют состояние стресса. К его возникновению может привести как недостаток, так и избыток информации, нарушение режима дня, сокращение сна, недостаточная двигательная активность, постоянный шумовой фон, необходимость соответствовать темпу жизни большого города. Одним из самых значимых стрессоров является состояние неопределенности, отсутствие у индивида уверенности в будущем, порождаемое трансформациями социальной среды в сочетании с чередой финансово-экономических кризисов и усилением глобальных рисков, в т. ч. пандемий.
Неоднозначное понимание феномена стресса и расхождения во взглядах при классификации его видов приводят к несовпадению трактовок изучаемых явлений, противоречивости полученных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпретации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.
При анализе теоретико-методологических подходов к стрессу автор отталкивается от универсальной формулы:
Ситуация + Индивид = Реакция (поведение)
Проведенный анализ позволил выделить общие положения, раскрывающие дефиницию стресса:
- экстремальный характер воздействия и большая значимость для человека задействованных сфер;
- неспецифичность реакций;
- адаптационная активность как механизм преодоления стресса.
Автор обосновывает выделение социального стресса в отдельную категорию социальным характером факторов стресса. Социальный стресс порождается общественными условиями: он возникает в периоды социальных трансформаций и проявляется в нарушении регуляции процессов социального функционирования личности. Социальный стресс связан с напряжениями социальных ролей, изменениями социального статуса и нарушениями социальной идентичности. При социальном стрессе воздействию среды могут подвергаться как индивиды, так и социальные группы.
По аналогии с общими концепциями стресса стадиями социального стресса являются:
1) когнитивная и эмоциональная оценка взаимодействия с социальной средой;
2) выработка стратегий индивидуального поведения, результатом которых являет социальная адаптация или дезадаптация;
3) если в качестве социальных агентов выступают группы, то возможна стадия группового воздействия, направленного на изменение социальной среды.
В возникновении и преодолении стресса большую роль играют социальные факторы. Социальные аспекты преодоления стресса проявляются через социальную интеграцию и социальную поддержку, которые позитивно влияют на благополучие человека, обеспечивая ему чувство безопасности. Люди, имеющие высокий уровень социальной поддержки, испытывают гораздо меньше проблем с психосоматическим здоровьем независимо от воздействия стрессоров, нежели те, кто сталкивается с трудностями в восприятии и принятии социальной поддержки.
Изучение стресса и процессов преодоления требует всестороннего подхода с применением комплекса методов для анализа взаимодействия компонентов системы «среда/ситуация – индивид – стресс – реакция на стресс/преодоление». При разработке методики измерения социального стресса автор предлагает группировать стрессоры с учетом уровней, на которых воспринимается социальный стресс (микро-, мезо- и макроуровень), и классификации хронических стрессоров Уитона. В качестве основных групп поведенческих реакций на стресс автор планирует рассматривать стратегии преодоления (эффективный копинг), стратегии избегания и обращение за социальной поддержкой.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в статье.