Решение задачи по осуществлению мощного социально-экономического рывка в России требует разработки и реализации новейших практик по развитию корпоративного сектора, гражданского общества, государственных институтов. В идеале данные практики должны представлять собой продукт некой инновационной деятельности в управленческой сфере. Однако мировой опыт показывает, что не меньшую результативность могут обеспечить инициативы, коррелирующие с действующей парадигмой развития, являющиеся ее логическим продолжением. В частности, речь идет о российском курсе на диверсификацию промышленности, импортозамещение: определенно, страна имеет успехи в указанных направлениях, однако об уверенных результатах говорить пока рано.
Между тем, решение вопроса уже не первый год находится в фокусе внимания научной среды – это цепочки создания стоимости. При корректном подходе они могут выступить в роли драйвера развития территорий, бизнеса, социальной сферы.
Предложенный авторами инструментарий моделирования цепочек создания стоимости учитывает межрегиональный фактор взаимодействия и наличии функционала для осуществления вариативных расчетов развития явлений в экономике. Особенность такой модели состоит в синтезе методов межотраслевого баланса и агент-ориентированного моделирования, что обеспечивает большую точность и реалистичность моделирования. В процессе исследования изучен отечественный и зарубежный опыт проектирования цепочек создания стоимости, представлена их характеристика в региональном разрезе. Приведена оценка последствий, связанных со стимулированием потребительского спроса, и предполагаемого эффекта, который может быть вызван за счет развития цепочек стоимости.
Результаты модельных расчетов позволяют сделать следующие выводы.
1) Рост уровня конечного потребления обеспечивает увеличение выпуска потребительской продукции и индуцирует таким образом развитие производств, в частности:
- рост прибыли предприятий, обслуживающих потребительский сектор (а это значительная доля выпуска товаров и услуг);
- прирост ресурсов организациям остальных участков ЦСС, часть которых может быть впоследствии направлена на инвестиционную деятельность;
- повышение эффективности и производительности труда;
- внедрение социальных инноваций, передовых управленческих и производственных технологий;
- рост зарплат;
- улучшение условий труда на предприятиях;
- проведение политики по предупреждению эмиграции квалифицированных кадров, сокращению болезней и ранней смертности.
2) «Удлинение» ЦСС (под которым многие упрощенно понимают увеличение мощностей по выпуску продукции сектора конечной обработки) приносит различные экономические эффекты для народного хозяйства в зависимости от пространственного расположения предприятий. Для выбора оптимальной конфигурации межрегиональных ЦСС важно на этапе их проектирования моделировать различные варианты развития событий.
Перспективы дальнейших исследований связаны с совершенствованием разработанной модели и расширением ее аналитических возможностей. Планируется увеличение количества и типов агентов, большая разагрегация секторов экономики, проработка взаимодействия в производственных цепочках, добавление бюджетно-налогового и инвестиционного блоков, оценка последствий импортозамещения и др.
Материалы статьи могут быть полезны для лиц, принимающих управленческие решения, при обосновании экономической политики на региональном уровне.